В мифологии андрогины — мифические существа-предки,
перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки, реже —
бесполые. За то, что андрогины пытались напасть на богов (возгордились своей
силой и красотой), боги разделили их надвое и рассеяли по миру. И с тех пор
люди обречены к поискам своей половины. Платон в диалоге «Пир» рассказывает миф об андрогинах, предках людей,
сочетавших в себе признаки мужского и женского пола. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на
власть богов.
В религиозной мифологии многих народов упоминается, что первый человек был
создан андрогином, и лишь затем был разделён на мужчину и женщину.[2]
Такова каббалистическая трактовка первых глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и
женщиной», то есть андрогином (1,27), а затем разделил его на двух разнополых
существ, отделив женщину от бока мужчины (2,22): «Человек заслуживает это имя
лишь постольку, поскольку он объединяет в себе мужчину и женщину. Адам, верно
отражающий Адама высшего или первичного, должен был, в согласии с этой моделью,
объединить в себе мужское и женское начала. И первоначально он был создан
андрогином». [3]
«Не мужчина и не женщина есть образ и подобие Божье, а лишь андрогин,
целостный человек. Дифференциация мужского и женского есть последствие космического падения Адама. Образование Евы повергло
старого Адама во власть родовой сексуальности, приковало его к природному
„миру", к „миру сему". „Мир" поймал Адама и владеет им через пол, в точке
сексуальности прикован Адам к природной необходимости. Власть Евы над Адамом
стала властью над ним всей природы. Человек, привязанный к Еве рождающей, стал
рабом природы, рабом женственности, отделенной, отдифференцированной от его
андрогинического образа и подобия Божьего. Мужчина пытается восстановить свой
андрогинический образ через сексуальное влечение к утерянной женской природе.» [4]
Религиозные мистики чувствовали андрогинизм нового Адама — Христа. Этим объяснялось отсутствие в абсолютном
человеке жизни пола, похожей на жизнь человеческого рода. Иисус вновь соединил
мужское и женское в единый андрогинный образ. Якоб Бёме показывает, что учение о человеке как
андрогине делает понятным, почему Иисус Христос, абсолютный и совершенный
человек, не знал женщины, подобно Перво-Адаму: «Адам был мужчиною, равно как и
женщиной, но и не тем, и не другим, а девою, исполненною целомудрия, чистоты и
непорочности, как образ Божий; он имел в себе и тинктуру огня и тинктуру света,
в слиянии которых покоилась любовь к себе как некий девственный центр; чему и
мы уподобимся по воскресении мертвых, ибо, по слову Христа, там не женятся и не
выходят замуж, а живут подобно ангелам Божиим». [5]
«Уже в самом воплощении и рождении Христос уничтожает первое и главное
разделение природы человеческой на мужской и женский пол. Через бессеменное
зачатие и нетленное рождение Он разрушает законы плотской природы, показывая,
что Богу был, вероятно, известен иной способ размножения людей, отличный от
нынешнего, и устраняя самым делом различие и разделение человеческой природы на
полы.» [6]
Франц Баадер видит в восстановлении
утерянной первоначальной андрогинной природы человека цель брачной любви:
«Андрогин есть единство формообразующих принципов или органов или же соединение
общеродовых способностей в одном теле. Это понятие не связано ни с импотенцией
или бесполостью, ни с гермафродитизмом как его противоположностью, то есть с
сосуществованием в одном теле обоих полов.» «Так, тайна и таинство истинной
любви в том, чтобы взаимно помогать друг другу восстановить каждому в себе
андрогина как целостного и чистого человека, который не есть ни мужчина, ни
женщина, то есть не нечто половинчатое»
Психология обнаруживает андрогинность как глубинную особенность человеческой психики. Карл Юнг показывает в своём терапевтическом опыте,
что человеческая психика андрогинна по своей природе. В жизни андрогин в
подавляющем большинстве становится «только-мужчиной» или «только-женщиной», но
обе эти формы существования ущербны и нуждаются в восстановлении изначальной
целостости.
Черты двуполости — изображение божеств определённого пола с
особенностями противоположного пола можно встретить в иконографии многих народов. Такова, например, бородатая Афродита и Афродита с мужским половым органом. Древние греки чтили в числе других богов Гермафродита — сына Гермеса и Афродиты, в нём совмещались женские и мужские черты[8].
В пантеоне богов ведийской
и брахманистской Индии
выделяется Адити — божественная корова-бык, мать и отец богов. Там же
видное место занимает Праджапати, создавший всё из самого себя. Египетский бог Ра,
совокупившийся сам с собой, породил других богов, людей и весь мир.
Своеобразным вариантом андрогинов являются персонажи, предстающие то в мужском,
то в женском облике. Так, небесное существо Пулуга (в андаманской мифологии) в южной части архипелага принадлежит
мужской природе, в северной — женской.
(вики!)
|